11 марта 2023

Услышать «Демона»: спектакль в наушниках создали в театре кукол

Услышать «Демона»: спектакль в наушниках создали в театре кукол

Экспериментальный спектакль по мотивам «Демона» Михаила Лермонтова в Нижнетагильском театра кукол создала в команда с участием известных российских артистов и постановщиков.

Одну из главных ролей в новой постановке сыграл звук. Выразительные голоса рассказчика и персонажей, кавказское многоголосье, дождь, шелест листьев и прочие тактильные шумы зрители услышат в наушниках. Актёры и куклы не произнесут ни слова.

Приём постановщики заимствовали из популярных аудио- и видеороликов в технике АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция). Под термином скрываются приятные ощущения покалывания и эйфории, которые люди чувствуют в ответ на звуковые стимулы. По мнению кукольников, это позволит зрителям глубже погрузиться в действо и даже с закрытыми глазами увидеть мифическую историю, произошедшую в горах Кавказа.

Режиссёр Наталья Молоканова:

«Звуки в спектакле крайне важны, поэтому мы внимательно подошли к выбору голосов героев. Подходящий для персонажа Демона голос мы нашли в Москве, на известной студии звукозаписи «Audio-Production». Провели кастинг и остановились на актёре озвучивания Иване Жаркове. У него шикарный голос, уже во время записи у меня были мурашки! Кстати, этот артист работал над дубляжом героев фильмов «Тор», «Мстители», «Хоббит», «Терминатор-2» и многих других!»

Чтобы диалоги персонажей звучали гармонично, реплики Тамары тоже записали на студии «Audio-Production». Для этого в столицу командировали актрису театра кукол Валерию Антонову. Еще одним голосом спектакля «Демон» стал Илья Скворцов, заслуженный артист РФ, актёр Екатеринбургского ТЮЗа и художественный руководитель Дома актера. Он озвучил речь автора.

Собрал все записи воедино звукорежиссёр театра кукол Иван Радаев.

«Передо мной стояла задача создать гармоничную партитуру, точно предающую то, что происходит на сцене. Шуршание листьев, треск огня, шаги, песни, голоса – всё должно быть в единой стилистике, частотном диапазоне. Когда я впервые послушал финальный вариант, понял, что у нас получилась эффектная звуковая история!», - поделился звукорежиссёр.

Помимо звуков, эмоциональный фон спектакля создают световые и визуальные эффекты, актёрская пластика. Сделать немую игру актёров и кукол выразительной помог балетмейстер Михаил Лескин, артист Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы».

«Для меня привычно работать над спектаклем, где актёры на сцене не произносят ни слова. Но с куклами столкнулся впервые. Я использовал опыт работы с телом и пытался переносить его на персонажей, чтобы сделать их живыми и пластичными», – рассказал Михаил Лескин.

Над художественными решениями «Демона» работала художник Елена Белых. Её вдохновляли картины Врубеля, фильмы Сергея Параджанова, колорит природы и ремёсла Грузии. Центром сцены стал большой ткацкий станок.

«Станок и нити эффектно смотрятся, работают на сценическое действие и помогают артистам взаимодействовать с куклами. Более того, символически этот предмет тоже оправдан: вертикальная и горизонтальная части станка в пересечении дают фигуру креста. И это очень кстати, ведь наша история о Боге и любви», – пояснила художник Елена Белых.

По словам режиссёра Натальи Молокановой, в ходе работы участники постановочной команды заново открыли для себя поэму Лермонтова.

«Это потрясающий текст! Он так прекрасен, что нам ничего не пришлось сочинять. Поэма подсказала нам форму спектакля, музыку, движения артистов и кукол… мы просто помогли раскрыться перед зрителями истории об абсолютной любви Создателя ко всем, даже к Демону. Ведь ему дали шанс вернуться из тьмы к свету. Этот шанс есть всегда и у всех, но Демон, к сожалению, не смог им воспользоваться», – рассказала режиссёр.

Спектакль «Демон» рекомендован для зрителей от 15 лет. Это еще одна постановка, которой Нижнетагильский театр кукол планирует привлечь внимание новой аудитории, молодежи и взрослой публики.

«Мне кажется, наш новый спектакль очень убедительно демонстрирует, что театр кукол не только для детей. Синтез тончайших выразительных средств и новых технологий погружают зрителей в глубокий смысл произведения великого русского поэта и помогают по-новому взглянуть на искусство кукольников!» – считает директор театра кукол Татьяна Ткачёва.