В 79-м сезоне новогоднюю кампанию Нижнетагильского театра кукол украсила «Царевна-лягушка» 5+ от режиссера Людмилы Фёдоровой и художника Андрея Запорожского, который знаком зрителям по замечательным постановкам «Сказки Бабушки Зимы» и «Буратино».
Мы поговорили с режиссёром о спектакле, сказках, страхах и новом годе.
– Мы сохранили классическое прочтение русской народной сказки, но при этом соединили её с современными игровыми элементами и изложили историю в стихах, это придаёт ей лёгкость и ритм. «Народный» стиль поддерживают художественные решения: в спектакле используются элементы из натуральных материалов, узорчатые платки, которые становятся частью декораций. Да и куклы похожи на вырезанные из дерева игрушки. У них забавные детские лица с большими глазами, крупными чертами. Мы учли размер зала и хотели, чтобы персонажей было видно издалека.
– В «Царевне-лягушке» очень много мифологии, философии. Естественно в новогодней постановке для детей такую серьезную историю хотелось рассказать проще и легче. Поэтому я выделила такой лейтмотив спектакля: «Что судьбою мне дано, пусть исполнится оно» и «Никто судьбу не вправе поменять или исправить». Эти фразы произносят персонажи. На примере главного героя сказки Ивана мы видим, как он сначала принимает вызов и женится на Царевне в обличии лягушки, но потом решает перекодировать судьбу и сжечь лягушачью кожу… В итоге всё идёт наперекосяк.
– И довериться судьбе, она сама тебя выведет, куда надо. На самом деле, очень сложно решиться просто плыть по течению, ведь мы всегда хотим всё контролировать. Как режиссер я постоянно это чувствую – на работе ты можешь управлять процессами, а в жизни… Главный Режиссёр находится над тобой. И когда в жизни что-то идёт не так, как ты задумал, это очень больно бьёт по твоему самолюбию и установкам.
– Ну, наш Кощей малышей не напугает, а вот взрослых подзадорит. Стараюсь относиться деликатно к тому, как показывать отрицательных персонажей. Также важно, что в момент просмотра ребенок находится рядом с родным человеком, а в конце сказки добро всегда побеждает зло. Замечу, что пугающие персонажи есть не только на сцене, но и в жизни, например, большая собака на улице. Ребёнок должен научиться преодолевать свои страхи.
– Если честно, когда я делаю сказки для детей, всегда думаю, как найти баланс в том, как подавать сложные темы. Как-то на фестивале, куда я привезла своё «Серебряное копытце», члены жюри меня спросили, почему у меня в спектакле всё так весело и непринужденно, ведь сказка очень мрачная… Я прекрасно понимаю всю философию, которая в истории заложена, но не могу взять и погрузить во всё это детей. В «Царевне-лягушке» много сложных слоев. Одна Баба-Яга чего стоит – целая история ухода в иной мир. Понятно, что мы не акцентируем на этом внимание… Вообще русские народные сказки очень жестокие и так получается, что им нужно ставить правильный возрастной ценз либо подавать их в облегченном виде.
– Да-да, клиповое мышление, кадр должен меняться каждые 4 секунды. Но вне зависимости от тик-тока ребенок всегда будет верить в чудеса, а уж экшена в театре кукол предостаточно, здесь всегда есть динамика, движение. Есть возможность удержать внимание! Добавьте к этому интересные декорации и красочных кукол.
– Разные. И обычные, в которых происходят чудеса, и посложней. Я некоторое время работала в Хорватии в детском театре им. Бранко Михалевича. В современной хорватской драматургии для детей нашла истории, когда персонаж сталкивается с проблемой, которая понятна каждому ребенку в зрительном зале. И ходе спектакля эта проблема каким-то образом решается. Вот, например, моя хорватская постановка «Девятая овечка» о том, как мальчик собирается в школу, очень боится и не может уснуть. Я пыталась понять, откуда у него этот страх. Остановилась на том, что он боится оказаться глупым. В итоге придумала в стихах считалочку, помогающую запомнить ребенку цифры. Просто быт, но в итоге это помогает преодолеть страх. Своеобразная терапия. К сожалению, истории, где дети сталкиваются с какими-то жизненными трудностями, сложными вопросами, у нас в российских театрах пока не очень распространены.
– Не помню вообще, детство было насыщенное, я постоянно была в делах, школа, учеба, театральный кружок. Выделить какой-то новый год не могу. Но могу поделиться таким впечатлением. Когда я работала в петербургском театре кукол «Крошка АРТ» для самых маленьких зрителей, на одном спектакле был момент, когда все дети закрывают глаза, свет гаснет, звучит «волшебная» музыка и нужно загадать своё заветное желание. Я посмотрела на ребят – все тихо сидят, закрыли лица ладошками и так искренне верят во всё это… Вот она сила чуда и театра!
Беседовала Виктория Мельникова.