Вехи истории: как живёт и развивается Театр кукол

1947 год

- Из клуба пионеров (Ленина,19) театру кукол пришлось перебраться в малоприспособленное здание на улице Первомайской, 23.

- В это же время в театре появился новый художественный руководитель и режиссёр М. Гирусов, которого перевели из Драматического театра.

1948 год

- В афише появились спектакли «Минутка», «Сказки партизанского леса», «Двенадцать месяцев», «Красная Шапочка», «РВС», «Волшебная калоша».

1949-е годы

- В пьесе «С кем поведешься, от того и наберешься» впервые появился так называемый «живой план». Спектакли тогда ставились на ширме, зрители видели актёров только в конце спектакля, выходящими на поклон. Первой предстала перед публикой Н. А. Шольц в роли бабушки в спектакле «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

- В театре появился постоянный художник. Им стал А. Н. Кириллов, демобилизовавшийся из армии. Более 20 лет он оформлял спектакли и создавал интереснейших кукол, которыми восторгались актёры не только тагильского, но и других театров. Именно при нём состоялся переход от перчаточных кукол к тростевым. Первый спектакль с такими куклами назывался «Красная шапочка». По воспоминаниям актрисы А. И. Берговиной, на областном смотре молодых артистов в 1968 году восторженные коллеги по цеху атаковали гримёрки тагильских актёров, чтобы посмотреть, каким образом брызжут слёзы из глаз Царевны Несмеяны и как двигаются вёдра в спектакле «По щучьему велению».

1950-е годы

- В спектакле «Пятак и Пятачок» впервые использована мимирующая кукла, а в «Снежной Королеве» появилась новая форма вождения кукол двумя руками: правой кукловод регулировал движение головы куклы, левой – координировал движение руки.

- В репертуаре были спектакли «Аленький цветочек», «Заяц и лиса», «Новый зуб», «Котофей Иванович», «Иван - крестьянский сын», «Два мастера», «Тимур и его команда», «Птичье молоко». - Своего дома у театра кукол по-прежнему не было.

1960-е годы

- В афише значились «Поросенок Чок», «Военная тайна», «Каюкин день», «Заклятые враги», «По Щучьему велению»…

1964 год

- Итоги работы театра кукол обсуждались на заседаниях исполкома горсовета: за 20 лет подготовлено 150 постановок, показано 8 тысяч спектаклей… Из проблем отмечены: отсутствие постоянной площадки, текучка творческих кадров, «не выдерживался идейно-воспитательный уровень репертуара».

1967 год

- Приступили к строительству нового специального театрального здания по проекту заслуженного архитектора РСФСР Александра Обухова. 

26 апреля 1969 года

- Театр кукол распахнул двери своего нового театрального дома. Зрителей ждали: просторная сцена, зал на 300 человек, уютное фойе, буфет. Центральный вход театра украсил оригинальный барельеф, созданный художниками В.А. Кусковым и Г. П. Кусковой. Фойе театра кукол расписали художники М. В. Дистергефт, Е. В. Седухин и Н. Г. Плисковский. Актёры и технический персонал получили мастерские, гримёрные, репетиционный зал. 

- Первыми спектаклями на новой сцене стали «Волшебник Изумрудного города», «Новые приключения Пифа», «Три поросенка».

1970-е годы

- Труппа пополнилась новыми интересными актерами, но опирались они на традиции, зародившиеся в театре четверть века назад. Остроумные пародийные пьесы – «Романтики» (Э. Ростан), «Генералы в юбках» (Ж. Ануй) – с улыбкой вспомнит каждый, кто ходил на «взрослые» спектакли.

- С приездом режиссёра из Воронежа Олега Васильевича Зарубина «кукольная» жизнь Тагила вышла на новый профессиональный уровень. Жизнерадостные, весёлые постановки ждали зрителей. Среди них: «Новые приключения Пифа», «Царь-Водокрут», «Тоськины каникулы», «Наследство Бахрама».

- В спектакле «Братья – разбойники» впервые использованы маски, в «Божественной комедии» вместе с куклами на сцене выступали и сами актеры, в фойе стали проводиться выставки детского творчества и новогодние представления с ёлками, изменилось музыкальное сопровождение спектаклей: вместо пианино и баяна появилась звукозапись. Проходили зрительские конференции, «Дни театра», недели «Театр и дети», лекции и беседы для школьников, а на страницах газеты «Тагильский рабочий» публиковались не только сообщения о новых спектаклях и рецензии, но и творческие портреты актеров. Появились очереди в кассы театра!

- Большой вклад в жизнь театра внесли и прибывшие из Украины режиссёры Ващаев и Янкелевич. Ващаев был первым, кто начал ставить в театре кукольные спектакли для взрослых: «Божественная комедия» (И. Шток), «Прелестная Галатея» (Гадор и Дарвиш). Для «Божественной комедии» изобразительный ряд и музыкальное сопровождение позаимствовали у театра кукол Сергея Образцова, но поставили абсолютно по-своему. Спектакль «Прелестная Галатея» удивил разнообразием кукол, их использовалось аж 56! И в каждую актёрам нужно было вдохнуть жизнь...

- В репертуаре появились спектакли «В лесу родилась елочка», «Дочь Золотого змея», «Сказ о храбром мальчише», «Дядя Федор, пес и кот»…

1980-е и 90-е годы

- Тагильчане смотрели спектакли: «Необыкновенные приключения Буратино», «Чешская сказка», «Кот-в-сапогах», «38 попугаев», «Путешествие длиною в ночь», «Серебряное копытце»…

- Театр кукол пошел на эксперимент – создание «театра в чемодане», стали проводиться мини-концерты перед спектаклями.

- Режиссёр Янкелевич обратил пристальное внимание на художественное оформление спектаклей.

Начало 80-х запомнилось нам великолепной сценографией и детских, и «взрослых» кукольных постановок: «Алые паруса», «Вий», «Чудо-юдо», «Пурпурный конь»… Последние два спектакля были потрясающе оформлены талантливым московским художником Сергеем Таракановым. Эффектные превращения, происходившие тогда на сцене, легко могли бы посоревноваться с сегодняшними компьютерными спецэффектами!

- В конце 80-х театр возглавил художественный руководитель Григорий Гольдман. Он – один из тех немногих режиссеров, кто сразу нашёл общий язык с актёрами и всех искренне полюбил. Кроме того, сразу возник творческий альянс с директором театра Ольгой Петровной Цибизовой. Театр стал много выезжать на фестивали.

- Впервые в России на кукольной сцене было поставлено «Собачье сердце» Михаила Булгакова. С полной уверенностью можно сказать, что это было золотое время тагильского театра кукол.

- Десять лет в театр приезжали народный артист Украины Сергей Ефремов с супругой, заслуженной артисткой Украины Элеонорой Смирновой, они подарили городу множество ярких постановок: «Ты, я и кукольник», «Метёлыч и Бантик»... и, конечно же, сложный и красивый «Рождественский вертеп».

- Постановка «Рождественский вертеп» стала настоящим событием. Это был первый вертепный спектакль на Урале! В 2015 году легендарную постановку восстановили, сохранив прежние декорации и уникальных кукол (каждая вручную вырезана из дерева, оформлена металлическим декором и красочным текстилем).

- С гастролями коллектив побывал почти во всех городах Свердловской области, во многих городах России и Европы, стал участником крупных театральных фестивалей. Невероятное количество городов, где куклы нужны людям - Улан-Удэ и Москва, Сыктывкар и Харьков, Чита и Самарканд, Рязань и Сочи... На гастрольной карте театра присутствуют также Украина, Польша, Чехия, Италия, Израиль.


Подготовлено материалам:

- «И вот появилась своя сцена...» (газета «Тагильский рабочий» от 18.06.2014)

- «Нижнетагильскому Театру кукол 60 лет», Ольга Мехоношина (журнал «Максималист» №11, 2004)